Покупаем "Запорожец"

"Ну вы же понимаете, какие это чувства?! Свой первый настоящий автомобиль..."

Вдаваться в нюансы падения выбора в пользу именно этого автомобиля не будем. У каждого в жизни своё восприятие, свои ориентиры и приоритеты. У всех они разные. И автомобили тоже разные. Для всех.

Будь это первый этап в жизни начинающего автолюбителя или уже осознанный выбор в силу разных причин, мы постараемся охватить максимально широкий круг вопросов, которые могут возникнуть у потенциального зазовода при покупке своего первого, а может и не первого автомобиля марки "Запорожец", ставшей уже не просто, как когда-то народной, а в какой-то мере частично культовой. Ну уж кастовой точно.

Свою историю автомобили данной марки начали в далёком 1960м. Первенцем был ныне, пожалуй, самый любимый почитателями марки ЗАЗ 965, списанный конструктивно с Фиат 600 того периода. Далее завод развивался, искал свой путь, что нашло свою реализацию в виде совершенно новых моделей, разработанных самостоятельно и являющихся конкурентыми с современными образцами иностранных производителей. Это были уже иного плана ЗАЗ 966, позже 968 и 968а, а также замыкающий когорту классических Запорожцев 968М - наверное, самый узнаваемый в настоящее время из всех Запорожцев. Далее была Таврия и сотрудничество завода с южнокорейской Дэу в непростые времена. Но это время уже сложно связывать с Запорожцами, т.к. тогда уже и машины были не те, и задачи ставились другие. И сейчас завод не угас, продолжает выпускать продукцию, хоть и чужих конструкций, но всё же сохраняя легендарное имя и загружая те самые мощности, некогда давшие стране первый по-настоящему народный добротный автомобиль. Но это уже иная история...

У каждого автомобиля есть не просто владельцы, выбирающие данное авто по каким-то потребительским критериям, но и просто поклонники именно этого автомобиля, марки - ценящие и любящие его не за что-то конкретное, а как единый образ, элемент в самой своей сути - автомобиль в целом, как он есть, каков он есть.

Есть свои ценители и у Запорожца. Данный маленький и незатейливый автомобиль привлекает не только начинающих автолюбителей, выбирающих его по причине доступности, но и тех, кого устраивает именно этот автомобиль по большинству предъявляемых критериев. И если в городских условиях Запорожец уже вряд ли может являться актуальным выбором в силу своей специфики, возраста, трудностей с запчастями, обслуживанием для далёкого от техники урбанизированного жителя, да и к тому же принадлежностью уже к импортной продукции, то за пределами городов, в сельской местности это по-прежнему вполне актуальный транспорт за разумные деньги, у которого к тому же практически нет конкурентов и по сей день.

Перечислять достоинства этой, безусловно самобытной, машины не имеет смысла. Каждый владелец отдаёт им предпочтение, исходя из своих собственных представлений о разумности, целесообразности и значимости в выборе авто. Для тех же, кто сделал выбор в пользу Запорожца, стоит обратить внимание именно на процесс выбора потенциального кандидата к покупке.

При покупке данных автомобилей следует естественным образом обращать внимание на общие моменты, свойственные при выборе любого автомобиля. Но между тем, у Запорожцев есть и свои особенности, на которых мы акцентируем внимание. Потому как для того, чтобы покупка не стала причиной бессмысленной траты денег и так не богатого владельца, принося одни огорчения и мысли о неоправдавшихся ожиданиях, об этих особенностях и других возможных подводных камнях от честнейших продавцов (а ЗАЗы продают только такие) полезно знать до покупки заранее:

ДОКУМЕНТЫ:

Нет документов - нет автомобиля. Это аксиома. Но 2/3 всех Запорожцев их не имеют в принципе. Чем и обуславливается часто смешная цена на данные автомобили. Обратите на этот момент своё особенное внимание. Обладание "белой" абсолютно легальной машиной особое состояние, само по себе стоящее очень не мало.

Относительно всех имеющихся мошеннических схем отмывания бездокументных машин, попытки их легализации - каждый решает для себя сам. Все эти эксперименты относятся на личный страх, риск и кошелёк таких экспериментаторов. Несмотря на то, что большинство Запорожцев имеют нелёгкую судьбу и, как следствие, полное отсутствие документов или их принадлежность к уже ушедшим в другой мир хозяевам, покупка и эксплуатация (хоть и далеко не без забот) таких авто может быть оправдана разве лишь в сельской местности. Такая эсплуатация в городе чревата рядом серьёзных неприятностей.

Поэтому, если вы не хотите пополнить выбранным автомобилем коллекции стоянок определённого назначения или автосвалок, не затягивайте время с решением вопроса оформления документов. Самонадеянность многих владельцев, свято верящих в ерундовость данных вещей и их беспроблемную решаемость, и привела к такой ситуации, что у большинства машин документы уже утрачены безвозвратно. Будьте дальновидны.

А теперь, рассмотрим особенности приобретения сильно подержанного Запорожца. Однако, охватывая максимальное количество моментов, обусловленных особенностями национальной эксплуатации и в том числе спецификой применительно к даным автомобилям, мы не ставим своей целью соориентировать покупателя на соответствии в положительном плане выбранного автомобиля всем обозначенным моментам. Ибо многие из них не являются критичными при формировании конечного выбора в пользу или нет конкретного автомобиля. Основная задача это отразить все возможные слабые места у наибольшего количества автомобилей. Естественно, что у каждого экземпляра они будут носить индивидуально представленный вид и прогрессию. На каких из перечисленных моментов останавливать своё внимание при конечном принятии решения остаётся на усмотрение покупателя. Но возможность получить знания обо всех существующих нюансах есть хорошее подспорье в деле выбора хорошего экземпляра.

Оценку проведём на основе представляемых к покупке экземпляров в основной своей массе, с учётом груза прожитого времени. Отметим важные моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе авто и в первое время владения купленным экземпляром. Относительно важных моментов - определяющим является подход, связанный с восприятием данных автомобилей именно в аутентичном, представляющим интерес для ценителей марки, состоянии, без учёта вариантов "модернизаций" изношенных узлов современными аналогами от различного рода доноров.

НОМЕРА:

В продолжение темы документов. Номера на кузове и весь текст на шильде должны быть отлично читаемы, без коррозии и без малейшего намёка на какое-либо стороннее вмешательство в них или на местах вокруг них.

Расположение номеров: для 965(а) - на панели передка по обе стороны от замка крышки багажника номер кузова и номер шасси, шильда в моторном отсеке на моторном щите или на боковине; для 966-968(а) - номера и шильда там же; для 968М - номера там же, шильда на нижней полке в моторном отсеке. Шильда на 965(а) крепится на автомобильных саморезах того периода, с современными не взаимозаменяемыми. На 966-968М шильда крепится на заклёпках.

При постановке автомобиля на учёт шильда имеет равное значение вместе с номерами. Любые вмешательства и отклонения от регистрационных данных недопустимы. В настоящее время для владельцев аутентичных или оригинально восстановленных экземпляров, имеющих коллекционно-культурную ценность, налажен выпуск новодельных копий чистых шильд под набивку. Однако данные элементы не являются заменителями оригинальных частей и не могут служить им альтернативой, кроме того, их установка будет признана сотрудниками госавтоинспекции неправомерным вмешательством в идентифицирующие элементы транспортного средства, со всеми вытекающими последствиями. Использование таких шильд оправданно в эстетических целях на время проведения мероприятий культурного характера с использованием данного автомобиля или на невыездных экземплярах. Во всех остальных случаях, необходимо оставлять оригинальные идентифицирующие элементы и признаки.

КУЗОВ:

Самый главный, самый дорогой элемент автомобиля..

Бесспорно можно сделать всё. Практически... Так считаешь до той поры, пока не начинаешь этим заниматься всерьёз. Тогда и проходят чередой все три этапа понимания: "Это сделать невозможно" - в самом начале, когда нет навыков, знаний и базы для воплощения в действительность желаемых вещей; "Можно сделать всё" - когда уже есть опыт, навыки и средства; ну и третий этап "Целесообразность" - когда уже набран достаточный багаж знаний вместе с, не столько умением, а скорее пониманием всех происходящих процессов. С повышением уровня знаний растёт и уровень требований к конечному результату, появляется понятие целесообразности затрачиваемых средств и сил по сравнению с получаемым результатом. Тогда и появляется та самая "точка невозврата" для многих вещей.

Итак, кузов... Чтобы приобретение смогло хоть отчасти оправдать вложенные средства и ваши надежды, к осмотру кузова стоит подойти максимально серьёзно и собранно.

Визуальный осмотр стоит свести сначала к проверке ровности и симметричности авто. Зазоры кузовных панелей не тема для разговоров в случае с Запорожцем. Об этом можно просто забыть и не обращать на них внимание, если они конечно местами не больше одного сантиметра.

Стоит осмотреть общие моменты для кузовов автомобилей - такие как сильные механические, коррозионные повреждения, явное отшелушивание или вспучивание лакокрасочного покрытия, целостность остекления. Большинство машин покрашено валиком, кистью и красками непонятного просхождения и назначения. Однако это не страшно. Важно убедиться, что под такой покраской не скрываются следы кустарного ремонта или сильных повреждений.

Коррозия будет присутствовать на кузове в 99% случаев. Важно оценить лишь её масштаб и её отсутствие на важнейших элементах кузова. Стоит обратить внимание на состояние порогов, особенно их передней части. Внимательно осмотрите крышу на наличие повреждений или шпаклёвки. Необходимо помнить, что силовые вибронагруженные либо термонагруженные кузовные панели, такие как крыша, капот при ремонте не шпаклюются. На крыше следует оценить состояние водосточных желобов - порой имеют место сильные повреждения закраин крыши от неправильной установки на крышу дополнительных багажников.

Важным местом осмотра являются места подвески двигателя в моторном отсеке. Присутствие там сварных швов, трещин, либо же просто сквозных дыр недопустимо.

Проблемное место у всех моделей - ниша под аккумулятор. Частенько страдает карман для запасного колеса (кроме 968М). Заодно следует осмотреть общее состояние задних арок. Слабым местом (965) являются нижние части задних крыльев, из-за забившихся дренажных отверстий и скапливающейся вследствие этого влаги, крылья порой сгнивают капитально.

Для 965(а) ещё одним местом малозаметных снаружи, но серьёзных повреждений кузова вследствие коррозии являются углы в районе нижних углов рамки лобового стекла и верхнего угла задней части передних крыльев. Часто коррозия съедает металл в этом месте до дыр. Особенно у машин, имевших повреждения передней части, т.к. именно в этом месте проходят большие напряжения и деформация кузова при ударе.

У 965(а) значительно страдают от коррозии полки моторного отсека, но это не критично и вполне поправимо. Двери гниют внизу по кромке. Сгнивают по кромке арки как передних, так и задних крыльев.

У 966-968(а) часто сильно повреждены коррозией торцы передних крыльев и места их соединения с передней панелью, а также внутренняя верхняя часть крыльев. Часто бывает замята отбортовка порогов, вследствие чего сминаются и перестают функционировать сливные отверстия. Сильно ржавеют брызговики крыльев, точки крепления задних рычагов (особо важно!), "стаканы" задних амортизаторов, точки крепления передней подвески и нижние торцы передних крыльев (характерно в основном для 966).

Петли дверей провисают у всех. Исправимо. Замки дверей, особенно ответные части порой сильно повреждены. Если двери плохо закрываются, необходимо сначала произвести регулировку замков по инструкции, если она не помогает, то озаботиться сменой замков или ремонтом изношенных узлов (язычок, приёмная скоба). У 965(а) часто встречаются обломанные ручки дверей, сильные вмятины и разрывы металла на дверях в районе крепления ручек из-за просчётов конструкции и неаккуратной эксплуатации. У 966-968М могут перекашиваться и заедать кнопки на ручках дверей, но в целом замки более надёжны, хоть и требуют относительно частой регулировки.

У 965(а) распространены трещины в углах крышки багажника в районе загиба ("клюва") и отрыв армирующих элементов крышки. Также слабым местом являются углы капота из-за движения воздушных потоков, наносящих под выштамповки изрядное количество пыли, которая со временем превращающается в источник коррозии.

У 968(а) капот мотоотсека - тоже слабое место, по причине слабой жёсткости конструции, потому часто бывает заломан. Правая сторона обычно задрана вверх (деформация от частого стояния на упоре). Иногда крышка капота рвется у крепления правой петли.

Для 968М характерные места гниения - стык арки колеса с полом снизу, где имеется скрытая полость. На них стоит смотреть тоже, т.к. там скапливается вода.

Днище, как и пороги, должно быть ровным, без вмятин, сильной коррозии.

Новое кузовное железо для всех моделей ещё вполне реально найти на рынках или в запасниках старых магазинов.

В целом же, стоит выбирать автомобиль с минимальным количеством сварочных работ и проводимых ремонтов. При выборе модели 968М рекомендуется обращать внимание на экземпляры, выпущенные в период до 1990 года. Автомобили советского периода отличаются гораздо более высоким качеством изготовления и коррозионной стойкости.

ПОДВЕСКА:

Особых нареканий не вызывает. Необходимо следить за состояние пыльников шаровых опор. Частенько проседают торсионы передней подвески. Иногда, при несильном их износе, машину можно приподнять, сменив их регулировку. Часто бывают разбиты отбойники на задних рычагах и неисправны амортизаторы. У 965(а) стоит особо тщательно осмотреть задние рычаги на предмет сильной коррозии, случаи отрыва колеса на дороге, к сожалению, не так уж редки.

Стоит обратить внимание на состояние поворотных кулаков (как правило, уже достаточно сильно разбиты - визуально можно судить по "заваленным" колёсам), деталь тоже уже редкая в хорошем состоянии.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ:

Часто встречаются сильные люфты в рулевом. Наиболее вероятной причиной является слишком большой зазор в рулевом редукторе, либо ослабление крепления редуктора к щиту пола багажного отделения. Если люфт весьма ощутимый, то на подтяжку рассчитывать не стоит - узел на замену. Также, при этом следует проверить состояние регулировочного болта - он может быть сломан. Не лишним осмотреть рулевые наконечники, которые порой просто бывают в опасном состоянии.

Сминаемый элемент рулевого вала (968а-968М) должен быть целым и без видимых изменений.

Очень дефицитны родные рули для 965(а), 966, 968. Особенно у 965(а) из белого пластика а-ля "слоновая кость", а также накладка ступицы - кнопка сигнала и декор руля.

Весьма сложно найти нормальный (не поведенный) кожух рулевой колонки для машин 1972-1976г.в.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА:

Тормоза Запорожцев никогда не поражали своей эффективностью. Ревизии потребуют все тормозные цилиндры и колодки. Смена пыльников на них необходима практически всегда, но и частенько требуют замены и сами цилиндры. Стоит уделить повышенное внимание главному тормозному цилиндру, у которого нередко встречается потеря герметичности уплотнений. Плюс проверка состояния магистралей и шлангов как у любых других возрастных авто. Ручной тормоз работает исправно на малом количестве автомобилей.

ДВИГАТЕЛЬ:

Особый предмет разговора, о котором можно написать целую поэму. Поэтому ограничимся лишь самыми поверхностными рекомендациями, остальное - как у всех.

Потение маслом и соотвествующее загрязнение - не норма, но встречается на большинстве экземпляров.

Косвенный признак сильного износа ЦПГ - снятый шланг вентиляции картера (для машин, выпущенных позже 06.1971), пробки маслозаливной горловины со штуцерами и прочие "доработки".

Необходимо проверить общее состояние высоковольтных проводов - часто имеют плачевное состояние. Также следует убедиться в соответствии катушки и распределителя зажигания предусмотренному типу. Зачастую оригинальные заменяются тем, что под руку попадётся, в результате добиться нормальной работы двигателя бывает очень сложно.

Частенько потеет карбюратор и бензонасос по прокладкам. Все резиновые соединения требуют замены.

ВЫХЛОПНАЯ СИСТЕМА:

Неоригинальная (кооперативная или самодельная) система выпуска серьёзный аргумент в пользу торга.

Также желательно, чтобы присутствовали на местах все термоэкраны, что встречается не часто.

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА:

Для всех, кроме 965, особых проблем с топливным баком не наблюдатеся. У 965, если бак не мят и на вид не сырой - то этого вполне достаточно. Часто сбоит указатель уровня топлива - исправимо.

Карбюратор в любом случае будет необходимо чистить и настраивать. Поэтому, если машина хотя бы заводится, то уже хорошо. Из карбюраторов, как наиболее оптимальный, можно рекомендовать К-133.

ТРАНСМИССИЯ:

В целом механическая коробка передач нареканий не вызывает ни на одной модели. Любые проблемы связаны лишь с возрастными факторами и фактором ухода за машиной. При хорошем уходе сами коробки надёжны и долговечны. Огорчают износом порой выжимные подшипники. Поэтому не имеет смысла покупать нелегальные запчасти сомнительного качества, представленные сегодня производителями азиатского региона. И не стоит забывать следить за состоянием полуосей (разрывы пыльников, нарезка борозд сальником) и крестовин (регулярная смазка шприцеванием - залог долговечности узла).

**На фото для наглядности показана кпп ЛуАЗ-969М.

По полуосям нередко встречается люфт в шлицевых соединениях фланцев с полуосями, что не только влияет на комфорт (шум при движении), но и прямо связано с безопасностью движения. Необходимо принимать меры по ремонту своевременно, не доводя узел до полного разрушения. Полуоси на 30-сильные моторы в дефиците.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ:

Оценить состояние кулисы можно попробовав включение всех передач. Включение передач на всех Запорожцах довольно затруднённое в сравнении с современными автомобилями, однако оно должно происходить уверенно и точно. Чрезмерное усилие и частые затруднения в точности включения указывают на механический износ деталей кулисы, либо на её неправильную настройку. Что чаще всего присутствует в комплексе. Иногда устранение данной неисправности требует пятиминутного вмешательства, а иногда добиться точного включения может не получиться и вовсе.

ЭЛЕКТРИКА:

Внимание стоит уделить аутентичности проводки, что сразу поможет определить количество хлопот с электрикой в будущем. Для 965 вкратце стоит озаботится прочиткой мануала и разобраться с типом генератора, наличием/отсутствием селенового выпрямителя и сверить всё с увиденной картиной на имеющемся экземпляре. Ваять систему электроснабжения по следам бывших специалистов порой бывает не только утомительно, но и сопряжено с поиском достаточно специфичных деталей. Несмотря на то, что родные детали уже порой труднонаходимы (иной раз можно столкнуться со сложность найти даже реле такого типа, что легко решалось ещё несколько лет назад), ко всем переделкам родных схем, не принимая во внимание момент аутентичности, стоит подходить крайне осознанно с чётким пониманием всего осуществляемого или уже применимого, а также с целесообразностью таких решений.

У 965(а) от времени сильно страдают соединительные элементы жгутов проводки (соединительные пластины): окисления контактных групп, трещины подложки и т.п. Да и сама проводка уже ветхая. Поэтому даже видимая исправность всего имеющегося электрооборудования уже хороший знак.

Сложно найти в продаже: выключатель стоп-сигнала, колодки фонарей, датчики нужного типа температуры масла (2 типа для 965(а)). Реле ещё встречаются.

СТЕКЛООЧИСТИТЕЛИ И ОМЫВАТЕЛЬ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА:

Как правило, не доставляют забот. Никаких отличий от других авто: встречаются перегоревшие моторчики, закисшие трапеции, плохой прижим. Все ремонтопригодно. Стоит только отметить для старых моделей накопитель омывателя - "грелка" уже встречается не часто на машинах, а найти её непросто.

СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ:

Весьма своенравный автономный агрегат, требующий грамотного обслуживания. Если исправен, то это хороший положительный момент.

САЛОН:

Салон важен хотя бы потому, что именно в нём и предстоит ездить. И если сам автомобиль технически исправен, во всём неплох, но салон представляет из себя что-то удручающее, то радости от обладания данным автомобилем вы не получите, а поездки и так в весьма скромном авто не станут краше рутинной задачи. А приведение убранства салона в достойный вид порой может представлять из себя весьма трудозатратное дело.

Грязный потолок и карты дверей это скорее норма, чем исключение. Тут дело личного восприятия, на эксплуатационных характеристиках это не сказывается, а вот изношенные до трухи и до этого несовершенные уплотнители вкупе с кривыми дверями могут превратить салон в дождливую погоду в хороший затон, либо припасать в салоне знатное количество песка при езде за городом. Так что этот момент важный.

Сложно найти не порванные передние сиденья 966/968 с кожзамовой обивкой. Для 965(а) важно наличие родных карт дверей и обшивок боковин, а равно и каркасов сидений. Само их наличие позволит в будущем привести салон в былое состояние. Обшивки обычно уже изношены на 965(а) до предела и наверняка потребуют замены. Но даже при их плохом состоянии можно будет изготовить дубликаты. Наличие же комплектных родных сидений для 965(а) ещё более актуально. Есть определенные сложности с поиском полукруглых подлокотников (все, кроме 965(а) и 968М).

Порой можно встретить и изношенный педальный узел. Но это досадное дело, которое может создавать много неудобств, встречается всё же не так часто, как проблемная - сломанная или кривая педаль газа.

В целом, варианты различных видов и состояний салонов автомобилей столь многообразны, что описывать всё - не имеет смысла, к тому же салон не влияет на общее техническое состояние автомобиля. Однако в любом случае важно, чтобы рассматриваемый вами экземпляр не представлял из себя что-то подобное...

ЭКСТЕРЬЕР:

Очень неприглядное порой состояние имеют или полностью отсутствуют бамперы. Весьма дорогостоящий (965) и редкий (966, 968) элемент экстерьера. Да и в целом, очень непросто найти хорошие/отличные бампера для любой модели. С 968М несколько проще, а вот с 966, у которых было 3 вида бамперов - гораздо сложнее.

Порой отсутствуют декоративные хромированные ободки фар, которые тоже не всегда легко найти. А вот на частичное или полное отсутствие колпаков можно не обращать внимания. Деталь не критичная, хоть и аутентичная.

СВЕТОТЕХНИКА:

Уже редкая и дефицитная. Поэтому её целостное состояние очень важный момент.

ОСТЕКЛЕНИЕ:

Для 965(а) уже критичный вопрос относительно любых стёкол. Лобовое и заднее стёкло у ЗАЗ 965(а) взаимозаменяемы! Для модельного ряда 966-968М пока ещё возможно приобретение новых стёкол в рыночной продаже.

Также именно для 965(а) важно состояние уплотнителей ветровых стёкол. Они очень уж часто непригодны для эксплутации. Оригинальные найти очень сложно, новоделы стоят прилично. Если уделяется значение аутентичности экземпляра, то это существенный момент. При отсутствии такого требования в обычной эксплуатации данные уплотнители успешно заменяются аналогичными подгоняемыми по месту от классических моделей ВАЗа, которые, правда, не имеют ничего общего с историческим обликом автомобиля.

Удачи в покупке!

ПОЛЕЗНО:

Модельный ряд автомобилей ЗАЗ семейства "Запорожец"

Панели приборов автомобилей "Запорожец"

Двигатели МеМЗ для а/м ЗАЗ

Автозапчасти для а/м "Запорожец" в Мурманске

Свои дополнения и предложения можно изложить здесь! и здесь!

За ценные дополнения и фотоматериалы спасибо: CrusadeR, ZapFan, Barbarossa, VORON, Katya

Часть фоторесурсов взята из публичного доступа в сети.

Майборода А.С. ©

Опубликовано 05.01.2012

Все права защищены! Полное или частичное использование материалов данной статьи возможно с разрешения правообладателя.

Всё самое интересное в разделе Полезная информация!